Меню

Памятка для потребителей при обнаружении в организациях розничной и оптовой торговли изделий с нарушениями требований обязательной маркировки меховых изделий

16 марта 2018 в 13:00

Отношения между потребителем и продавцом при продаже товаров лёгкой промышленности регулируются Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55 (далее – Правила №55), Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции лёгкой промышленности», утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №876 (далее – ТР ТС 007/2011).

В силу обязательных требований вышеуказанных нормативных актов, продавец (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место её нахождения (юридический адрес) и режим её работы, разместив указанную информацию на вывеске. Продавец – индивидуальный предприниматель обязан предоставить потребителю информацию о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего его органа (статья 9 Закона о защите прав потребителей, пункт 10 Правил продажи).

Вся необходимая информация доводится до сведения потребителя на русском языке (статья 8 Закона о защите прав потребителей, пункт 15 Правил продажи).

В торговом месте должна быть книга отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию (пункт 8 Правил продажи).

Особенности продажи изделий из меха установлены разделом III Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55 (далее – Правила).

В соответствии с Правилами:

– изделия из меха до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости чистку и отутюживание изделий и их мелкий ремонт;

– меховые товары для мужчин, женщин и детей должны размещаться в торговом зале отдельно;

– товары должны иметь ярлыки с указанием своего наименования, артикула, цены, размера и роста (для одежды), вида меха и цвета его окраски (для одежды, головных уборов и воротников из меха);

– продавец обязан предоставить покупателю меховых товаров условия для примерки товаров. Для этой цели торговые залы должны быть оборудованы примерочными кабинами с зеркалами, оснащены банкетками или скамейками, подставками.

С 12 августа 2016 г. на территории РФ запрещен оборот предметов одежды из натурального меха без специальной маркировки.

Постановлением Правительства РФ от 11.08.2016 №787 «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 г. №235» (далее – Постановление № 787) введена обязательная маркировка меховых изделий контрольными (идентификационными) знаками (КПЗ).

Данный порядок направлен на обеспечение контроля за оборотом и производством товаров из меха, а также создание необходимых условий для добросовестной конкуренции на рынке производителей одежды и прочих изделий из натурального меха.

Согласно определению в Постановлении №787 «контрольный (идентификационный) знак» – это бланк строгой отчётности с элементами (средствами) защиты от подделки (защищённая полиграфическая продукция), предназначенный для маркировки товаров.

Номер контрольного (идентификационного) знака включает в себя 18 буквенно-цифровых символов. Цвет контрольного (идентификационного) знака зависит от способа ввода товара в оборот. Если товар был произведен на территории Российской Федерации, то цвет контрольного (идентификационного) знака – зелёный. Если товар был ввезён на таможенную территорию Российской Федерации – то красный. Основными способами нанесения контрольного (идентификационного) знака на меховые изделия является:

а) вшивной – контрольный (идентификационный) знак на текстильной основе машинным способом вшивается непосредственно в конструктивный шов изделия, полностью оставляя видимой содержащуюся в этом знаке графическую информацию;

б) клеевой – контрольный (идентификационный) знак на самоклеющейся основе наклеивается на вшитый маркировочный ярлык;

в) навесной (накладной) – контрольный (идентификационный) знак на пластиковой основе крепится к изделию с помощью одноразового пломбирующего элемента.

Обращаем внимание, что данная маркировка не исключает обязательное соблюдение иных нормативных правовых актов, действующих в сфере реализации товаров лёгкой промышленности, в том числе и изделий из натурального меха.

В соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» при реализации товаров из меха потребителям должна предоставляться полная и достоверная информация о них в маркировке.

Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию:

– наименование продукции;

– наименование страны-изготовителя;

– наименование изготовителя, или продавца, или уполномоченного изготовителем лица;

– юридический адрес изготовителя, или продавца, или уполномоченного изготовителем лица;

– размер изделия;

– состав сырья;

– товарный знак (при наличии);

– единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза;

– дату изготовления;

– вид меха и вид его обработки (крашеный или некрашеный);

– символы по уходу за изделием;

– инструкцию по уходу за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости);

– гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости);

Маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.

Перед выпуском в обращение меховые изделия должны пройти обязательную процедуру подтверждения соответствия требованиям Технического регламента, которая осуществляется в форме декларирования соответствия.

За оборот немаркированных изделий из натурального меха и нарушение порядка их маркировки на территории Российской Федерации предусмотрена административная (статья 15.12 КоАП РФ – Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации) и уголовная (ст. 171.1 УК РФ – Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации) ответственность.

В свою очередь для удобства потребителей, ФНС России разработано мобильное приложение для смартфонов на базе IOS и Android, которые позволяют при помощи считывания QR-кода марки получить информацию о товаре. Приложение называется «Проверка товаров» ФГУП Центринформ. Теперь каждый гражданин, решив приобрести то или иное изделие из меха, может самостоятельно «просканировать» его при помощи своего смартфона и ознакомиться со следующей информацией; наименование товара, вид меха, страна изготовления, производитель, бренд, продавец, номер декларации соответствия.

Контроль за оборотом на территории Российской Федерации меховых изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в порядке, установленном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В случае нарушения продавцом обязательных требований к маркировке меховых изделий потребитель вправе обратиться с мотивированны заявлением в Управление Роспотребнадзора по Московской области по адресу: 141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Семашко, д. 2, либо его территориальный отдел в административном округе по месту расположения юридического лица/ индивидуального предпринимателя.

Подача мотивированного заявления так же возможна через официальный сайт Управления – 50.rospotrebnadzor.ru в разделе «Приём обращений граждан».

В случае выявления фактов производства, продажи, хранения, перевозки либо приобретение продукции по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха» в целях сбыта без маркировки контрольными (идентификационными) знаками и (или) нанесения информации, не соответствующей характеристикам контрольного (идентификационного) знака, порядку его нанесения и требованиям к структуре и формату информации, содержащейся на контрольных (идентификационных) знаках (непригодный контрольный (идентификационный) знак) необходимо, в соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 №294-ФЗ, для организации внеплановой проверки хозяйствующего субъекта указать наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями.

В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. №277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с января 2017 года изменились требования к рассмотрению обращений, как возможному основанию для проведения соответствующих внеплановых проверок в рамках осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, регламентированного положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ – вводится обязательный предварительный претензионный порядок обращения с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующему субъекту. Только при соблюдении указанных норм Управление Роспотребнадзора вправе провести контрольно-надзорные мероприятия в отношении указанной организации.

Министерство потребительского рынка и услуг Московской области