Главная Новости города Учёные из Пущина разработали модель для исследования протонной терапии рака

Главное меню

Banner remont dorog 2017

Статистика

Пользователи : 10
Статьи : 9312
Ссылки : 41
Просмотры материалов : 7290519

mod_btslideshow

There isn't any images, Please upload via modules management in admin section

Учёные из Пущина разработали модель для исследования протонной терапии рака
16.05.2017

установкаПротонная терапия опухолей требует меньше времени на лечение, чем обычная радиотерапия. При этом больные животные, облученные пучком протонов, живут гораздо дольше тех, которых не лечили.

Это показали в уникальном трёхлетнем эксперименте учёные из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН в г.Пущино, проведённом совместно с сотрудниками Физико-теxничеcкого центpа Физичеcкого инcтитута им. П.Н. Лебедева PАН на комплексе протонной терапии «Прометеус» в г.Протвино. Результаты работы опубликованы в журнале «Биофизика».

Учёные из лаборатории клеточной инженерии ИТЭБ РАН под руководством Светланы Заичкиной решили выяснить, можно ли сократить продолжительность курса протонной терапии опухолей, каков период ремиссии, частота рецидивов и продолжительность жизни животных после лечения. Их исследования поддержал разработчик комплекса протонной терапии «Прометеус», расположенного в подмосковном наукограде Протвино, член-корреспондент РАН Владимир Балакин. Он предоставил не только работающую медицинскую установку, но и все условия для проведения сложного длительного эксперимента на мышах. В мире лишь единичные лаборатории имеют возможность исследовать протонную терапию опухолей при облучении животных, обычно для этого используют только культуры клеток.

мышьУчёные вводили самцам мышей два миллиона опухолевых клеток в задние лапы, и через пять дней у них образовывалась ощутимая опухоль. Таким образом получали модель асцитной карциномы Эрлиха – весьма агрессивной формы рака. Затем грызунов усыпляли и закрепляли на платформе, наклонно погружённой в воду, чтобы создать эффект толщи тела. В это время медицинские физики проводили компьютерную томографию опухолей, вычисляли их объём и составляли план лечения. Мышей облучали дважды тонким сканирующим пучком протонов дозами по 30 грей с интервалами от 4 до 24 часов. Причём у части животных облучали фактически определяемый объём опухоли, а у другой части – опухоль с небольшим захватом окружающих тканей, так называемый планируемый объём. Ещё одна группа мышей с опухолями служила контролем, её не облучали.

Далее учёным оставалось только наблюдать за состоянием подопытных животных. В течение месяца они смотрели, как развиваются опухоли. Выяснилось, что рост замедлился в 5 – 6 раз по сравнению с ростом опухолей у контрольных мышей. Эффективнее всего протонная терапия действовала, если облучать конкретный объём опухоли, без захвата прилегающих тканей. При этом интервал между двумя сеансами облучения не влиял на результат лечения.

облучениеЧерез месяц выяснилось, что у многих мышей после облучения протонами исчезла опухоль, то есть их вылечили. К примеру, вылечились 81% из тех, у которых облучили конкретный объём опухоли, и только 45% из тех, у кого облучили избыточный объём тканей. Ещё через месяц примерно у 60% «вылеченных» мышей обеих групп начались рецидивы опухоли на том же месте, но продолжительность жизни их оказалась разной. Мыши с рецидивами, у которых облучали малый объём опухоли, жили на три месяца дольше мышей, у которых обучали больший объём. Мыши же без рецидивов в группе при облучении малого объёма опухоли жили на пять месяцев дольше (до 20 месяцев), что сравнимо со средней продолжительностью жизни необлученных здоровых мышей.

Таким образом, мыши, у которых облучали конкретный, пальпируемый, объём опухоли, жили значительно дольше, чем те, у которых облучали больший объём тканей. Из этого следует, что облучение избыточного объёма окружающих опухоль тканей так же как и, возможно, сохранение стволовых опухолевых клеток, способствует возобновлению болезни.

– В мире не так много установок протонной терапии, и у врачей не накоплен ещё достаточный опыт использования их для лечения разных видов опухолей, кроме того необходимы наблюдение отдаленных последствий облучения протонами. Также важно, чтобы исследования были систематическими, а такую возможность пока дают только модельные эксперименты на животных-опухоленосителях, в которых можно отрабатывать разные схемы, дозы облучения, и наблюдать эффекты в течение жизни, – пояснила пресс-службе ИТЭБ РАН результаты работы соавтор статьи, старший научный сотрудник Ольга Розанова.

Сейчас протонная терапия опухолей требует нескольких сеансов, что значительно увеличивает стоимость и без того дорогой процедуры. Данный же эксперимент также показал, что есть основания сокращать курс облучения протонами даже до одного – двух сеансов облучения. Учёные называют это экстремальным гипофракционированием.

По словам О.М. Розановой, сократив число сеансов протонной терапии, можно существенно удешевить этот способ лечения. Сейчас он остаётся дорогим, а потому – недоступным широкому кругу больных из-за сложности медицинских установок и их обслуживания. А фундаментальные знания о механизмах, приводящих к рецидивам и другим неблагоприятным отдаленным последствиям лечения, позволят в будущем применять протонную терапию более эффективно.

– Протонная терапия, мы надеемся, будет эффективна при лечении радиорезистентных видов рака, локализованных рядом с важными органами. К таковым относятся, прежде всего, опухоли в области шеи и головного мозга. Эти видом рака часто болеют дети, – уточнила Ольга Розанова.

Протонную терапию применяет в онкологии около 10 – 15 лет в наиболее развитых странах мира. По сравнению с обычной лучевой терапией, где используют фотонное излучение, протонная терапия позволяет более точно настроить пучок и облучить опухоль внутри организма, не повреждая окружающие здоровые ткани. Протонную терапию используют главным образом для лечения опухолей шеи и головного мозга – там, где другие методы не помогают, а хирургическое вмешательство опасно. Пионером протонной терапии в России стал физик из подмосковного наукограда Протвино Владимир Балакин (член-корреспондент РАН, сотрудник Физико-технического центра Физического института им. П.Н. Лебедева). Он изобрёл компактный недорогой протонный ускоритель, один из которых уже работает в г.Протвино. В 2015 году его установка прошла сертификацию, и теперь на ней лечат пациентов Медицинского радиологического научного центра им. А.Ф. Цыба (Обнинск).

Кроме исследований на протонном ускорителе «Прометеус» группа С.И. Заичкиной также изучает медицинские возможности пучка ускоренных ионов углерода, экспериментируя совместно с физиками на исследовательском ускорителе ИФВЭ в г.Протвино. Облучение ионами углерода – это ещё одно прорывное направление в радиотерапии рака, позволяющее более точно и эффективно облучать опухоль.

Источник: Балакин В.Е. и др. «Отдаленные лучевые последствия после гипофракционированного облучения протонами солидной карциномы Эрлиха у мышей» // Биофизика. – 2017. – т. 62. – №. 1. – с. 161-167http://elibrary.ru/item.asp?id=28805463