Главная Новости города Открыты новые способы увеличения продолжительности жизни плодовых мушек

Remont dorog

2018-10-25 16-47-54

2075939 c668b9115a6629faff8b3837e68aa49d3e052361

Написать сообщение

banner EIAS ZKH gorizont

Открыты новые способы увеличения продолжительности жизни плодовых мушек
11.10.2018

muxiСтарение — это многофакторный процесс постепенного нарушения и потери важных функций организма, в частности, способности к размножению и регенерации. Вследствие старения организм становится менее приспособленным к условиям окружающей среды, теряет свою устойчивость к болезням и травмам. Старение сопровождает человека на всём протяжении его жизни. Каждый человек генетически индивидуален, поэтому всем свойствен индивидуальный темп и характер старения. Вместе с тем, от условий и образа жизни зависит либо повышение, либо замедление темпа старения.

В настоящее время известно более 300 теорий, объясняющих процесс старения, однако больше всего доказательств имеет теория накопления повреждений. Разные виды животных стареют с разной скоростью, и специфические регуляторные пути, такие как сигнальный путь инсулина и инсулиноподобного фактора роста, могут регулировать продолжительность жизни индивидуумов в пределах вида путём перепрограммирования метаболизма клеток в ответ на изменения окружающей среды.

Учёные из Пущино, совместно с коллегами из Испании, Великобритании, Финляндии и Украины, проводили поиск новых факторов, которые регулируют продолжительность жизни Drosophila melanogaster. Результаты их исследований опубликованы в июньском номере журнала Journals of Gerontology: Biological Sciences.

В работе было проведено сравнение мРНК-транскриптомов (совокупность всех матричных РНК клетки) и метаболомов (совокупность всех клеточных метаболитов) двух линий дрозофил дикого типа, широко используемых в исследованиях старения: короткоживущие мушки Dahomey и долгоживущие мушки Oregon-R. «В ходе наших экспериментов мы обнаружили у мушек Dahomey черты, присущие короткоживущим индивидуумам и видам, такие как активация метаболизма жиров и патологическое изменение катаболизма углеводов, повышение уровня полиненасыщенных жирных кислот в мембранах, липоксидативный стресс, снижение экспрессии митохондриальных генов и активация регуляторной системы TOR – Target of Rapamycine, которая усиливает клеточный метаболизм. Более того, у мушек Dahomey оказалась более активной сигнализация октопамина. Октопамин - это биогенный амин, родственный норадреналину, который регулирует следующие процессы у насекомых: агрессию у самцов, процесс откладывания яиц у самок, а также поиск пищи, её поедание и усвоение, и стрессовый ответ на голодание у обоих полов. Мы обнаружили, что наблюдаемые нами изменения в метаболизме мушек Dahomey укладываются в регуляторную схему, подчиненную октопамину. Предполагается, что мушки Dahomey, изначально обитавшие в пустынных областях западной Африки с ограниченным доступом к пище, генетически приспособлены к более суровым условиям и активной добыче пропитания, чем Oregon-R, как раз за счёт наследуемого уровня повышенной сигнализации октопамина. Как показывают наши эксперименты, мушки Dahomey живут в условиях голодания дольше, чем Oregon-R. Более того, у мушек Dahomey есть еще одна генетическая особенность, которая побуждает их активно питаться: специфический вариант гена фуражировки (foraging). У этого гена есть два варианта: «домосед» («sitter») и «скиталец» («rove»). Вариант «скиталец», обнаруженный у Dahomey, заставляет мушек больше двигаться в присутствии пищи и усиливает усвоение сахаров. В лабораторных условиях доступ к пище не ограничен, и благодаря сочетанному действию октопаминовой сигнализации и гена «скитальца», мушки Dahomey потребляют больше питательных веществ, чем это нужно для их нормального функционирования. Это увеличивает образование повреждений в их клетках и ускоряет процесс старения» - рассказала пресс-службе ИТЭБ РАН автор статьи, научный сотрудник лаборатории радиационной молекулярной биологии, кандидат биологических наук Нина Губина.

Таким образом, учёные выявили новый сигнальный путь, ассоциированный с процессом старения, и подчеркнули необходимость системного подхода и ограниченность выводов, полученных при исследовании только одного или немногих физиологических параметров. Как выяснилось, различие в продолжительности жизни между мушками Dahomey и Oregon-R определяется не значительным изменением одного метаболического пути, а совокупностью небольших изменений в нескольких метаболических путях. Тем не менее, эти метаболические пути находятся под контролем единого регулятора – октопамина, и манипулирование этим сигнальным путём может стать эффективным методом для одновременного изменения сразу нескольких метаболических процессов и скорости старения.

На данном рисунке показана схема регуляции октопамином метаболических процессов у мушек Dahomey. В красную рамку помещены процессы, активированные у этих мушек, в синюю – ингибированные. Элементы, заполненные красным цветом – процессы, активация которых ассоциирована со старением. Элементы, заполненные синим цветом – процессы, замедление которых связано с процессом старения.

Работа поддержана Европейским исследовательским Советом (260632 - ComplexI&Aging to A.S.); Академией Финляндии (252048 to A.S); Биотехнологическим и биологическим научно-исследовательским Советом (BB/M023311/1 to A.S.); Центром международной мобильности (CIMO) (TM-12–8391 and TM-13–8919 to N.G.); Министерством экономики и конкурентоспособности Испании, Институтом здоровья Карла III (PI14/00328 to R.P. and PI17/01286 to P.N.); Автономным правительством Каталонии (2017SGR696 and SLT002/16/00250 to R.P.); the Министерством образования и науки Украины (grant number 0117U006426 to O.L.); Фондами FEDER Европейского Союза (“A way to build Europe” to R.P.); и Докторантура - Программа в области медицины и наук о жизни Университета Тампере (to T.R). Р. С. является сэр Генри Уэллсом, докторантом, финансируемым Wellcome (204715/Z/16/Z).

Татьяна Перевязова, пресс-служба ИТЭБ РАН